Требуется новая, более совершенная государственная политика

РЭЭ № 1, 2023

Требуется новая, более совершенная государственная политика

В спецвыпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” который посвещен  VIII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» опубликовал свой доклад председатель РАКАИ, президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Иосифович Шмаль

Президент Союза нефтегазопромышленников России

Шмаль Генадий Иосифович 

Тезисы выступления президента Союза нефтегазопромышленников России Г.И.Шмаля на Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие»

Поскольку мы с вами смотрим в будущее, думаю было бы правильным сказать о прошлом, отметить каким оно было. Прошел трудный год для нашей страны, для нашей отрасли. Трудное время сложных поисков новых партнеров, новых возможностей в импортозамещении, модернизации эксплуатируемого оборудования, новых подходов в управлении экономическими и финансовыми процессами. Но, несмотря на сложнейшее геополитическое положение в мире вокруг нас, роль нефтегазового комплекса и в нашей стране, за ее рубежами, как бы ее не пытались принизить наши враги-партнеры, – непоколебимо огромна – Россия останется одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров ископаемых видов топлива. Наш нефтегазовый комплекс работает. Работает хорошо. На сегодняшний день ситуация в нашей энергетике стабильная. Внутренний рынок полностью обеспечивается необходимыми энергетическими ресурсами, обеспечиваются поставки на экспорт также всех наших традиционных видов энергетических ресурсов. Добыча нефти по итогам 2022 года составила 535 млн тонн, что на 10 млн тонн больше, чем в 2021 году, доходы бюджета РФ от нефтегазовой отрасли выросли в 2022 году на 28%, экспорт нефти в 2022 году вырос на 7%, экспорт СПГ на 8% — до 46 млрд куб. м. В части производства автомобильного бензина и дизельного топлива тоже отмечается рост производства. Стабильно обеспечивался внутренний рынок.

 

Теперь о настоящем с взглядом в будущее. У себя в нашем общественном объединении нефтяников и газовиков вместе с экспертами мы заострили внимание на главной нашей проблеме – проблеме отсутствия комплексного, стратегического подхода к вопросам развития отрасли, отсутствия действительно государственной заинтересованности, по-хозяйски рачительного взгляда на нефтегазовый комплекс, на использование природных ресурсов.

Мы сконцентрировались на очень конкретных, жестких вопросах: каким образом действительно стать на инновационный путь развития топливного комплекса страны, утвержденный в качестве стратегической задачи отрасли, каким образом полнее извлекать углеводородное сырье и рационально использовать все его ценные компоненты, каким образом не сократить инвестиции во внедрение высоких технологий в нефтедобыче в этом и в последующие годы? Как решить одну из основных проблем отрасли – снижение объемов разведанных запасов и темпов бурения?

Вопросы непростые и очень важные, и их решения могут быть только лишь на основе и суммы корпоративных усилий, и новой, более совершенной государственной политики, масштабного привлечения общественных профессиональных организаций, объединений специалистов к широкому взаимодействию с государственными структурами; на основе отказа от бессистемной либеральной вольницы, а возвращения, хотя бы частичного, к долгосрочному централизованному планированию.

Само время доказало вредность либерального лозунга, внедренного в экономику страны: развитие экономики, дескать, должно осуществляться с учётом рыночных тенденций, без жёсткого планирования, на основе каких-то ориентировок на прогнозы… Вот их постулаты: для чего нужны свои отечественные технические разработки? Зачем нам вкладываться в развитие собственных технологий, если за наши нефть-газ-уголь нам что угодно продадут сразу в готовом виде. Выкачал –  доставил – получи деньги. Вкладываться в НИОКРы?  Не надо! Отраслевая наука? Зачем… запад нам поможет… На всех совместных российских предприятиях – западные менеджеры, которые при проведении любых тендеров на геологоразведку, на добычу трудноизвлекаемых запасов, добычу шельфовую, заведомо отдавали предпочтение западным технологиям, западным компаниям, западному оборудованию…

Так что, как говорят наши эксперты, в импортозависимость мы втягивались сами более 30 лет подряд по воле наших либералов-младореформаторов … Настало время с этим кончать категорически!  Нужны долгосрочные цели и приоритеты технологического суверенитета, реализация которых должна осуществляться на основе жёсткой плановой дисциплины, директивного планирования, выраженного в конкретных в цифрах.

 

Из года в год мы пишем в своих резолюциях, рекомендациях, предложения то, что нужно для нефтегазового комплекса, для экономики страны! Но эти разговоры, наши рекомендации могут так и оставаться благими пожеланиями пока не будут подкреплены выработкой конкретных механизмов действия. Давно уже пора заняться нашему правительству разработкой реальной, а не эфемерной энергетической стратегии на основании реальной, а не эфемерной программы экономического развития России.

Посчитаем: за последние три десятилетия у нас были утверждены более пяти концепций и стратегий общенационального плана, разработанные на принципах концепций либерального рыночного фундаментализма. Все они оказались нежизнеспособными, негодными для практического применения. На такой же ущербной основе либерального рыночного фундаментализма были разработаны и национальные проекты – а это стратегические задачи развития страны на период до 2024 года. Итог реализации нацпроектов, как вы знаете, тоже оказался плачевным.

Вывод? Если мы и дальше будем следовать по пути либеральных малоумных знатоков рыночного фундаментализма, практически уничтожим экономику всей страны.

 

Мне кажется, что ориентир на энергию роста, на оперативное решение критических проблем в отечественных промышленных отраслях, прежде всего в нефтяной отрасли, должен быть лишь при условии перехода к мобилизационной экономике, к системе, при которой главная роль отводится государству: оно должно определять ключевые направления развития стратегических отраслей в зависимости от поставленных задач. Определять ключевые направления развития в конкретной отрасли. Если говорить о нашей отрасли, то внимание должно быть уделено стратегической поддержке топливно-добывающих и перерабатывающих отраслей, разработке программы стимулирования нефтяной и газовой промышленности, включения для этого определенных финансовых механизмов. У государства должна быть роль не только регулирующая, но и планирующая.

Формирование нового механизма социально-экономического развития России на мой взгляд, невозможна без этого.  И такая практика в мире не раз использовалась для возрождения экономик других государств: в той же Америке во время выхода из депрессии 30-х годов, в Германии и других европейских странах, в Советском Союзе после Второй мировой войны.

Сегодня в нефтегазовом комплексе накоплен гигантский опыт работы на российских и иностранных месторождениях. Работать можем – лишь бы не мешали, а помогали…

 

Взять Арктику. Сам этот регион, Арктический шельф – огромное, неиссякаемое поле для реальных инновационных и модернизационных процессов, общего развития экономики страны. Задачи огромны и грандиозны. В компаниях, таких как «Роснефть», исходят из того, что Россия должна стать лидером освоения арктических ресурсов, экспортёром высокотехнологичных нефтесервисных услуг. Это высокостратегическая задача! И здесь, конечно, ох как нужна помощь государства…

Во-первых, в Арктике все дороже. В кабинетах власти должна, наконец, заболеть голова о том, что в настоящее время существует ряд серьезных факторов, препятствующий масштабному освоению недр на шельфе: прежде всего, неблагоприятные с точки зрения природно-климатических и экономических условий местоположение большинства перспективных районов, отсутствие инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов. Все это значительно повышает затраты. Если государство озабочено задачами освоения арктических ресурсов, то здесь нужна специальная государственная программа по поддержке компаний, работающих на шельфе, участвующих в создании инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов, в строительстве судов специальных характеристик. Здесь сам Бог велел ввести достаточные и постоянные налоговые стимулы для потенциальных инвесторов.

А стратегических задач сегодня у компаний – море! У одной только компании «Роснефть» масса грандиозных планов: не только добыча нефти в северных заполярных широтах, и транспортировка по нефтепроводам, но и собственное судостроение – танкеров усиленного ледового класса. Надо восстанавливать Северный морской путь – строится новый металлургический завод, судостроительный комбинат «Звезда» при достройке и полной загрузке должен давать 300 тысяч тонн корабельной стали в год.

Мультипликативный эффект колоссальный – строительство тех же танкеров для перевозки нефти в конечном счете даст огромную загрузку и для металлургов, и для газовиков, и для энергетиков, и для машиностроителей. Плюс и тот факт, что самые продвинутые научные исследования, инновации рождаются в недрах ТЭКа. Все это можно использовать во внутреннем рынке, что называется на вторичном уровне…

 

Вообще, если говорить о новой государственной политике, комплексном, стратегическом подходе к развитию экономики, ее отраслей   то следует говорить о полном пересмотре финансовой политики и в отношении нефтегазового комплекса, и в отношении других стратегических отраслей нашей промышленности.

Мы говорим о технологическом суверенитете, но проанализируем вот эти цифры: объем наших инвестиций в НИОКР суммарно по всем компаниям нашей отрасли равен примерно 220 млн. долларов в год. А западная нефтесервисная компания Шлюмберже на это тратит один млрд долларов в год.

Да, на научный поиск нужны немалые вложения – но это все окупится с лихвой!

 

Подчеркну, при сегодняшней ситуации, при том тяжелейшем положении, в котором оказались все компании отрасли, мы должны четко понимать – какой бы сильной и финансово устойчивой ни была нефтяная компания, без прямой или косвенной поддержки со стороны государства ей обойтись будет сложно. Этот тезис особенно актуален для России, в силу целого ряда причин. Нам просто необходима эффективная государственная поддержка. Нужна совершенно иная налоговая политика.

Сегодня увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, включающее повышение ставки на добычу полезных ископаемых, рост экспортных пошлин привели к тому, что вся налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний неподъемной, а для некоторых и убийственной. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний.

Что получается? Волатильность цен на нефть, жесточайшие санкции, прошедшая пандемия, падение спроса, который сократился ориентировочно на 25 – 30% – все это ударило по доходам компаний.  Доля же изъятия из выручки нефтяных компаний 65-70%. При этом компании работают в разных условиях: у одних дебит скважин 100 тонн в сутки, у других и 10 не набирается. А налог НДПИ платится одинаковый. Естественно, такая налоговая политика впрямую влияет на объем инвестиций.

Подобные факты говорят об утрате видения перспективы, стратегического мышления. И сложность текущих задач здесь вряд ли может служить оправданием.

Нам нужна такая система налогообложения, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу углеводородов. Необходимо стимулировать предприятия вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи, увеличить коэффициент нефтеотдачи. Должны, наконец, быть разработаны налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса, шире применяться налоговые каникулы и налоговые кредиты. Что касается актуальной проблемы импортозамещения, замечу, что сегодняшний налоговый пресс не позволяет ТЭКу активно участвовать в конверсии ВПК на производство продукции нефтяного и газового машиностроения.

Поэтому мы уже давно говорим и говорим о необходимости государственного регулирования экономических процессов. Говорим о том, что намеченный курс на инновационное развитие нефтегазового комплекса, на глубокое импортозамещение, на увеличение глубины переработки сырья, модернизации перерабатывающих отраслей, строительстве новых мощностей, развитии отечественной химической промышленности, технологический суверенитет должен носить комплексный характер и иметь полноценную государственную поддержку.

А финансовый блок правительства по-прежнему держится за совершенно негодную систему налогового маневра, за систему, которая откровенно стимулирует продажу сырой нефти, а не продуктов переработки. Кто-то же должен говорить решительное «ДА» на минфиновское «Нет»…

 

Мне приходится общаться и с членами правительства, и с депутатами, руководителями нашего отраслевого ведомства – все вроде бы все ждут от нас нашего взгляда на пути преодоления этих возникающих трудностей, наших рекомендаций. Но должной эффективной обратной связи с органами, принимающими важные решения, по сей день мы не чувствуем… Но мы должны осознавать, что привлекать внимание к вопросам, что волнуют наше профессиональное сообщество – мы просто обязаны! Не опускать руки, а делать это более настойчиво!

Пожелаем себе удачи на этом пути!

Хотите читать больше подобных новостей?

Подпишитесь на электронную рассылку!

Свежий выпуск РЭЭ с доставкой прямо в почтовый ящик